Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 6 класса "Книга - окошко в мир"
МБОУ "Гимназия № 75" Казань РТ
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 6 класса
"Книга - окошко в мир"
Зинович Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность «Книга - окошко в мир» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия курса помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Актуальность
Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. В последнее время дети стали читать совсем мало, поэтому необходимо пробудить в них интерес к художественному слову. Курс «Книга – окошко в мир» имеет познавательно-практическую направленность, призван помочь школе поднимать и решать в ходе занятий проблемы духовно-нравственного воспитания, учить различать добро и зло, ценить дружбу и самому быть верным товарищем, воспитывать любовь к Родине, родному краю. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык. Программа предусматривает возможность интеграции с МХК, русским языком и ИКТ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА " КНИГА – ОКОШКО В МИР".
Содержание программы курса создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературы, для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание внеурочных занятий поможет обучающимся общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Цель курса: пробудить и сформировать у шестиклассников интерес к детским книгам, желание их читать; развивать способность думать над книгой, стремление самостоятельно сосредоточить своё внимание на книге, чтобы проникнуть в её содержание, понимать значимость книги в духовной жизни любого человека.
Задачи курса:
-
Формировать у шестиклассников потребность в систематическом чтении, умения и навыки чтения; учить различать жанры художественной литературы и фольклора.
-
Научить свободно ориентироваться в книгах.
-
Формировать у ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения.
-
Содействовать усвоению учениками ценностей на основе формирования у них знаний, убеждений и чувств, присущих современному читающему, культурно-образованному человеку.
-
Формировать познавательный интерес к историко-культурному наследию
-
родного края, традициям и обычаям людей.
-
Научить детей создавать «умные» презентации, работать с ресурсами Интернет, с ИКТ.
-
Развивать творческие задатки через составление кроссвордов, тестов.
-
Развивать литературный, поэтический и актёрский талант учащихся.
Формы проведения занятий:
-
занятия-практические работы;
-
занятия - соревнования;
-
компьютерные занятия
-
занятия с групповыми формами работы;
-
занятия - конкурсы;
-
занятия - диспуты;
-
занятия - игры;
-
занятия - диалоги;
-
занятия - экскурсии;
-
занятия - путешествия.
Основные принципы программы:
-
Включение учащихся в активную деятельность.
-
Доступность и наглядность.
-
Связь теории с практикой.
-
Учёт возрастных особенностей.
-
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Основные методы и технологии:
-
технология разноуровневого обучения;
-
развивающее обучение;
-
технология обучения в сотрудничестве;
-
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Виды деятельности:
-
Игровая
-
Познавательная
-
Проблемно-ценностное общение
-
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
-
Художественное творчество
-
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность
-
Краеведческая деятельность.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Книга – окошко в мир» реализуется за счет часов школьного компонента, в рамках внеурочной деятельности, как обще-интеллектуальное направление. На 6 класс отводится по 1 часу в неделю, всего – 35 часов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА.
В результате освоении программы внеурочной деятельности «Книга – окошко в мир» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
-
Осознавать значимость чтения для личного развития;
-
Формировать потребность в систематическом чтении;
-
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
-
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
-
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
-
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
-
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
-
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
-
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
-
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
-
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
-
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
-
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
-
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
-
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
-
Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
-
Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности
-
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
-
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
-
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
-
Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
-
Пользоваться аппаратом книги;
-
Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
-
Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Организационное занятие.
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.
-
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
-
Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление).
-
Создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик).
-
Работа с библиографией.
-
Периодика. Современные детские журналы.
-
Легенды и мифы Древней Греции.
-
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
-
Сказки
-
Книги Древней Руси.
-
Библейские легенды.
-
Знаменитые древние библиотеки
-
Знаменитые современные библиотеки.
Учебно-тематический план курса по внеурочной деятельности «Книга – окошко в мир» для 6 класса ( 35 часов)
(№
|
Тема
|
Форма
занятия
|
Методы и приёмы
|
Теоретическая часть (50%)
|
Практическая часть (50%)
|
Дата
|
|
план
|
факт
|
||||||
1
|
Вводный урок. Встреча с книгой.
Писатели о роли книги. Книга как духовное завещание поколению.
|
Экскурсия в библиотеку
|
Эвристическая беседа,
анкетирование,
рефлексия
|
|
Игра
«Продолжи
фразу»
|
|
|
2
|
Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление).
|
Экскурсия в библиотеку
|
Метод
презентационных
технологий
|
Названия элементов книги
|
|
|
|
3
|
Создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик).
|
Занятие- практикум
|
Рассказ педагога, беседа, наблюдение,
рефлексия
|
Функции создателей книги
|
Составление кроссворда
|
|
|
4
|
Работа с библиографией.
|
Занятие- практикум
|
Рассказ педагога, беседа,
|
Теоретическая часть вопроса
|
|
|
|
5
|
В путешествие с героями любимых книг.
|
Посещение библиотечной книжной
выставки
|
Метод
презентационных
технологий,
рефлексия
|
|
Экскурсия в библиотеку
|
|
|
6
|
Детские читательские
пристрастия.
|
Тематическая
выставка
|
Рассказ о любимой книге, наблюдение,
рефлексия
|
|
Устный рассказ
|
|
|
7
|
Современные детские журналы
|
Занятие- практикум
|
Экскурсия,
поиск информации в газетах, презентация понравившихся рубрик
|
Обзор современных детских журналов
|
Самостоятель-ный поиск интересных рубрик и занимательной информации
|
|
|
8
|
Что такое периодика.
Электронные периодические издания.
|
Занятие- практикум
|
Наблюдение
работа с каталогом
рефлексия
|
Теория вопроса
|
Самостоятель-ный поиск интересных рубрик и занимательной информации
|
|
|
9
|
Образ средневековой
и современной библиотеки – «храма науки и искусства».
|
Библиотечный
урок
|
Наблюдение,
метод проектов, игра,
рефлексия
|
Рассказ о средневековой
и современной библиотеке.
|
|
|
|
10
|
Образ средневековой
и современной библиотеки – «храма
Науки и Искусства».
|
Экскурсия в
библиотеку
|
Рассказ педагога, беседа, наблюдение,
рефлексия
|
Рассказ о средневековой
и современной библиотеке.
|
Экскурсия
|
|
|
11-12
|
Самые удивительные книги Земли.
|
Устный журнал
|
Беседа,
проектная
деятельность,
рефлексия
|
Редкая книга, букинистиче-ская литература
|
Изготовление
книжки-
раскладушки
|
|
|
13
|
Рукописные книги Древней Руси.
|
Тематическая выставка
доклад
|
Наблюдение,
тестирование,
оценка своего читательского опыта, «Эврика!»
|
Рассказ о первой книге на Руси
|
|
|
|
14
|
Мифы и легенды о происхождении мира и
богов.
|
Выставка книг
викторина
|
Беседа, чтение и пересказы детей,
оценка деятельности
|
Теоретическая часть вопроса
|
Составление кроссворда
|
|
|
15
|
Легенды и мифы Древней Греции.
|
Конкурсная
программа
|
Беседа
метод проектов
рефлексия
|
Теоретическая часть вопроса
|
Игра
«Продолжи фразу»
|
|
|
16
|
Мифы и легенды славян.
|
Игровая программа
|
Наблюдение, игровая деятельность в парах
|
|
Художественный пересказ мифов
|
|
|
17
|
Урок-рефлексия «Читай, удивляйся, размышляй!»
|
Диспут
|
Игровая деятельность
|
Чтение и открытие знания (Эврика!)
|
Поиск ответа на вопрос
|
|
|
18-19
|
По страницам Библии
|
Клуб знатоков библейских сюжетов
|
Рассказ о Библии и показ иллюстраций к книге «Библия для детей»,
беседа,
рефлексия
|
Библия как величайшая книга человечества
|
Просмотр иллюстраций к библейским сюжетам
|
|
|
20
|
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки разных народов мира.
|
Тематическая
выставка
|
Рассказы педагога и детей,
игра,
рефлексия
|
Теория вопроса
|
Игровая деятельность
|
|
|
21
|
Забавные считалки и весёлые скороговорки.
|
Конкурсная
программа
|
Беседа,
игровая деятельность,
рефлексия
|
Теория вопроса
|
Игровая деятельность
|
|
|
22
|
Аукцион мудрости.
Разгадывание и составление загадок.
|
Экскурсия в библиотеку, игра-аукцион
|
Игра, творческая работа,
рефлексия
|
Структура загадок
|
Создание иллюстраций
|
|
|
23
|
«Планета сказок».
|
Литературная игра
|
Игровая программа, рефлексия
|
|
Игровая деятельность
|
|
|
24
|
Моя любимая сказка
|
Инсценирование эпизодов сказок
|
Обсуждение сказок, инсценировка эпизодов, игра,
|
|
Игровая деятельность
|
|
|
25
|
Первые древние библиотеки мира
|
Тематическая
выставка
|
Метод
презентационных
технологий,
рефлексия
|
Из истории
библиотек
|
Поиск ответа на вопрос
|
|
|
26
|
Первая библиотека на Руси – библиотека Ярослава Мудрого
|
Тематическая
выставка
|
Метод
презентационных
технологий,
рефлексия
|
Из истории
библиотек
|
Самостоятель-ный поиск занимательной информации
|
|
|
27-28
|
Знаменитые библиотеки:
Александрийская библиотека, Вавилонская библиотека, Дом Мудрости в Багдаде, библиотека Константинополя, Греческая библиотека, Библиотека Египта, Древнего Рима, Библиотека Аристотеля
|
Заочная экскурсия
|
Метод
презентационных
технологий,
рефлексия
|
Из истории
библиотек
|
Создание и защита презентаций
|
|
|
29-30
|
Самые величественные библиотеки: Парламентская библиотека в Канаде, Национальная библиотека в Финляндии, Стокгольмская публичная библиотека,Национальная библиотека Китая, Нью-Йоркская публичная библиотека, Национальные библиотеки Франции, Германии, Великобритании, библиотека Оксфордского Университета
|
Устный журнал
|
Метод
проектов,
рефлексия
|
Из истории
библиотек,
|
Самостоятель-ный поиск занимательной информации
|
|
|
31
|
Российская государственная библиотека имени В.И.Ленина
|
Экскурсия в
библиотеку
|
|
Из истории
библиотек
|
|
|
|
32
|
Ленинская библиотека в Казани
|
Экскурсия в
библиотеку
|
Экскурсия, метод
проектов,
рефлексия
|
Из истории
библиотек
|
|
|
|
33
|
Детские книжки- игрушки
|
Занятие- практикум
|
Рассказ
беседа
рефлексия
|
|
Изготовление книжки- игрушки
|
|
|
34
|
Книжная палата.
|
Беседа,
обзор книжных
новинок
|
Рассказ
беседа
рефлексия
|
Книжные новинки
|
Выбор книги для чтения
|
|
|
35
|
Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге».
Урок-рефлексия.
|
Творческие
работы
|
Беседа,
работа в группах,
выставка творческих работ
|
|
Защита творческих работ
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
-
материалы для оформления и творчества детей,
-
наличие канцелярских принадлежностей,
-
аудиоматериалы и видеотехника,
-
компьютер,
-
мультимедийный проектор,
-
интерактивная доска.
-
периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Электронные пособия:
-
Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;
-
Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;
-
Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
http://www.bibliogid.ru
http://www.bibliotekar.ru
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений.