Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

24.09.2023 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый безопасности дорожного движения «Водитель. Пешеход. Дорога»
23.09.2023 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Дети! Дорога! Жизнь!»
22.09.2023 г.
Всероссийский конкурс социального рисунка, посвящённый безопасности дорожного движения «Советы...
21.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая кошкам (из цикла «Приключения воробышка...
20.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству С. Михалкова (Из цикла викторин «...
19.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству А.С. Пушкина (из цикла «...
18.09.2023 г.
V Всероссийский конкурс, посвящённый Дню воспитателя и всех дошкольных работников «Мастера...

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 6 класса "Книга - окошко в мир"

МБОУ "Гимназия № 75" Казань РТ

 

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 6 класса

"Книга - окошко в мир"

 

Зинович Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность «Книга - окошко в мир» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия курса помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и  удовольствие и самовоспитание.
Актуальность  
 Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений.   Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. В последнее время дети стали читать совсем мало, поэтому необходимо пробудить в них интерес к художественному слову. Курс «Книга – окошко в мир»  имеет познавательно-практическую направленность, призван помочь школе поднимать и решать в  ходе занятий проблемы духовно-нравственного воспитания, учить различать добро и зло, ценить дружбу и самому быть верным товарищем, воспитывать любовь к Родине, родному краю. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык. Программа предусматривает возможность интеграции с МХК, русским языком и ИКТ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА " КНИГА – ОКОШКО В  МИР".
 Содержание программы курса создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
  Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературы, для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание внеурочных занятий поможет обучающимся общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
  В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Цель курса: пробудить и сформировать у шестиклассников интерес к детским книгам, желание их читать; развивать способность думать над книгой, стремление самостоятельно сосредоточить своё внимание на книге, чтобы проникнуть в её содержание, понимать значимость книги в духовной жизни любого человека.
Задачи курса:
  • Формировать у шестиклассников потребность в систематическом чтении, умения и навыки чтения;  учить различать жанры художественной литературы и фольклора.  
  • Научить свободно ориентироваться в книгах.
  •  Формировать у ребёнка индивидуальный  опыт самостоятельного чтения.
  •  Содействовать усвоению учениками ценностей на основе формирования у них знаний, убеждений и чувств, присущих современному читающему, культурно-образованному человеку.
  • Формировать познавательный интерес к историко-культурному наследию
  • родного края, традициям и обычаям людей.
  • Научить детей создавать «умные» презентации, работать с ресурсами Интернет, с ИКТ.
  • Развивать творческие задатки через составление кроссвордов, тестов.
  • Развивать литературный, поэтический и актёрский талант учащихся.  
 
Формы проведения занятий:  
  • занятия-практические работы;  
  • занятия - соревнования;  
  • компьютерные занятия
  • занятия с групповыми формами  работы;  
  • занятия - конкурсы;  
  • занятия - диспуты;
  • занятия - игры;  
  • занятия - диалоги;
  • занятия - экскурсии;  
  • занятия - путешествия.  
Основные принципы программы:
  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Основные методы и технологии:
  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.
Виды деятельности:
  • Игровая
  • Познавательная
  • Проблемно-ценностное общение
  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность
  • Краеведческая деятельность.
 
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Книга – окошко в мир» реализуется за счет часов школьного компонента, в рамках внеурочной деятельности, как обще-интеллектуальное направление. На  6  класс  отводится по 1 часу в неделю, всего – 35 часов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА.
 В результате освоении программы внеурочной деятельности «Книга – окошко в мир» формируются следующие предметные умениясоответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • Формировать потребность в систематическом чтении;
  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
  • Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности
  • Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
  • Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
  • Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • Пользоваться аппаратом книги;
  • Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
              Организационное занятие.
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.
  1. Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому.  
  2. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление).
  3. Создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик).  
  4. Работа с библиографией.
  5. Периодика. Современные детские журналы.
  6. Легенды и мифы Древней Греции.
  7. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
  8. Сказки
  9. Книги Древней Руси.
  10. Библейские легенды.
  11. Знаменитые древние библиотеки
  12. Знаменитые современные библиотеки.
 
Учебно-тематический план курса по внеурочной деятельности «Книга – окошко в мир» для 6 класса ( 35 часов)
(№
Тема
Форма
занятия
Методы и приёмы
Теоретическая часть (50%)
Практическая часть (50%)
Дата
план
факт
1
Вводный урок. Встреча с книгой.
Писатели о роли книги. Книга как духовное завещание поколению.
Экскурсия в библиотеку        
Эвристическая беседа,
анкетирование,
рефлексия
 
Игра
«Продолжи  
фразу»        
 
 
2
Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление).
Экскурсия в библиотеку        
Метод
презентационных
технологий
Названия элементов книги
 
 
 
3
Создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). 
Занятие- практикум
Рассказ педагога, беседа, наблюдение,
рефлексия
Функции создателей книги
Составление кроссворда
 
 
4
Работа с библиографией.
Занятие- практикум
Рассказ педагога, беседа,
Теоретическая часть вопроса
 
 
 
5
В путешествие с героями любимых книг.
Посещение библиотечной книжной
выставки  
Метод
презентационных
технологий,
рефлексия
 
Экскурсия в библиотеку
 
 
6
Детские   читательские
пристрастия.
Тематическая
выставка
Рассказ о любимой книге, наблюдение,
рефлексия
 
Устный рассказ
 
 
7
 Современные детские журналы
Занятие- практикум
Экскурсия,
поиск информации в газетах, презентация понравившихся рубрик
Обзор современных детских журналов
Самостоятель-ный поиск интересных рубрик и занимательной информации
 
 
8
Что такое периодика.
Электронные периодические издания.
Занятие- практикум
Наблюдение
работа с каталогом
рефлексия
Теория вопроса
Самостоятель-ный поиск интересных рубрик и занимательной информации
 
 
9
Образ  средневековой
и современной библиотеки – «храма науки и искусства».
Библиотечный
урок
Наблюдение,
метод проектов, игра,
рефлексия
Рассказ о средневековой
и современной библиотеке.
 
 
 
10
Образ средневековой
и современной библиотеки – «храма
Науки и Искусства».
Экскурсия в
библиотеку
Рассказ педагога, беседа, наблюдение,
рефлексия
Рассказ о средневековой
и современной библиотеке.
Экскурсия
 
 
11-12
Самые удивительные книги Земли.
Устный журнал
Беседа,
проектная
деятельность,
рефлексия
Редкая книга, букинистиче-ская литература
Изготовление
книжки-
раскладушки
 
 
13
Рукописные книги Древней Руси.
Тематическая выставка
доклад
Наблюдение,
тестирование,
оценка своего читательского опыта, «Эврика!»
Рассказ о первой книге на Руси
 
 
 
14
Мифы и легенды  о происхождении  мира  и  
богов.
Выставка книг
викторина
Беседа, чтение и пересказы детей,
оценка деятельности
Теоретическая часть вопроса
Составление кроссворда
 
 
15
Легенды и мифы Древней Греции.
Конкурсная
программа
Беседа
метод проектов
рефлексия
Теоретическая часть вопроса
Игра
«Продолжи фразу»
 
 
16
Мифы и легенды славян.
Игровая программа
Наблюдение, игровая деятельность в парах
 
Художественный  пересказ мифов
 
 
17
Урок-рефлексия «Читай, удивляйся, размышляй!»
Диспут
Игровая деятельность
Чтение и открытие знания (Эврика!)
Поиск ответа на вопрос
 
 
18-19
По страницам Библии
Клуб знатоков библейских сюжетов
Рассказ о Библии и показ иллюстраций к книге «Библия для детей»,
беседа,
рефлексия
Библия как величайшая книга человечества
Просмотр иллюстраций к библейским сюжетам
 
 
20
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки разных народов мира.
Тематическая
выставка
Рассказы педагога и детей,
игра,
рефлексия
Теория вопроса
Игровая деятельность
 
 
21
Забавные считалки и весёлые скороговорки.
Конкурсная
программа
Беседа,
игровая деятельность,
рефлексия
Теория вопроса
Игровая деятельность
 
 
22
Аукцион мудрости.
Разгадывание и составление загадок.
Экскурсия в библиотеку, игра-аукцион
Игра, творческая работа,
рефлексия
Структура загадок
Создание иллюстраций
 
 
23
«Планета сказок».
Литературная игра
Игровая программа, рефлексия
 
Игровая деятельность
 
 
24
Моя любимая сказка
Инсценирование эпизодов сказок
Обсуждение сказок, инсценировка эпизодов, игра,
 
Игровая деятельность
 
 
25
Первые древние библиотеки мира
Тематическая
выставка
Метод
презентационных
технологий,
рефлексия
Из истории
библиотек
Поиск ответа на вопрос
 
 
26
Первая библиотека  на Руси – библиотека Ярослава Мудрого
Тематическая
выставка
Метод
презентационных
технологий,
рефлексия
Из истории
библиотек
Самостоятель-ный поиск  занимательной информации
 
 
27-28
Знаменитые библиотеки:
Александрийская библиотека, Вавилонская библиотека, Дом Мудрости в Багдаде, библиотека Константинополя, Греческая библиотека, Библиотека Египта, Древнего Рима, Библиотека Аристотеля
Заочная экскурсия
Метод
презентационных
технологий,
рефлексия
Из истории
библиотек
Создание и защита презентаций
 
 
29-30
Самые величественные библиотеки: Парламентская библиотека в Канаде, Национальная библиотека  в Финляндии, Стокгольмская публичная библиотека,Национальная библиотека Китая, Нью-Йоркская публичная библиотека, Национальные библиотеки Франции, Германии, Великобритании, библиотека Оксфордского Университета
Устный журнал
 Метод
проектов,
рефлексия
Из истории
библиотек,
Самостоятель-ный поиск  занимательной информации
 
 
31
Российская государственная библиотека имени В.И.Ленина
Экскурсия в
библиотеку
 
Из истории
библиотек
 
 
 
32
Ленинская библиотека в Казани
Экскурсия в
библиотеку
Экскурсия, метод
проектов,
рефлексия
Из истории
библиотек
 
 
 
33
Детские книжки- игрушки
Занятие- практикум
Рассказ
беседа
рефлексия
 
Изготовление книжки- игрушки
 
 
34
Книжная палата.
Беседа,
обзор книжных
новинок
Рассказ
беседа
рефлексия
Книжные новинки
Выбор книги для чтения
 
 
35
Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге».
Урок-рефлексия.
Творческие
работы
Беседа,
работа в группах,
выставка творческих работ
 
Защита творческих работ
 
 
 
 
 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
  • материалы для оформления и творчества детей,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • аудиоматериалы и видеотехника,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска.
  • периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Электронные пособия:
  1. Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;
  2. Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;
  3. Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.  
Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
http://www.bibliogid.ru
http://www.bibliotekar.ru
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений.