Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

02.12.2023 г.
Всероссийский фестиваль детского творчества «В мир творчества ведёт нас вдохновение…»
01.12.2023 г.
Всероссийский литературно-творческий конкурс (из цикла «Двенадцать месяцев в году») «Вот декабрь к...
29.11.2023 г.
Всероссийский фестиваль детских рисунков и поделок «Ну что сказать - Зима вернулась!»
22.11.2023 г.
Всероссийская историческая викторина «Курская битва. И плавилась броня»
21.11.2023 г.
Всероссийский конкурс творческих работ для дошкольников «Детский сад - второй наш дом!»
17.11.2023 г.
Всероссийский фестиваль искусств «Богата осень вдохновением!»
16.11.2023 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Пернатые друзья!»

Интеграция детей с гиперактивным расстройством и дефицитом внимания в дошкольной группе детского сада

Структурное подразделение-дошкольное отделение

МАОУ СОШ №36 г. Томска

 

  ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РАССТРОЙСТВОМ

И ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ

В ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА. 

 

Е.С. Каменева,  старший воспитатель

 

 

Особое внимание к организации коррекционно-развивающей среды в дошкольных учреждениях обусловлено увеличивающимся количеством воспитанников с особыми образовательными потребностями. Трудно представить современное детское образовательное учреждение, в котором отсутствовал бы ребенок с гиперактивным расстройством и дефицитом внимания (ГРДВ). Данный феномен  основная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном возрасте. Оно сопровождается двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Нередко встречаются дети, демонстрирующие несформированность произвольной саморегуляции, различные психопатологические феномены, в виде повышенной возбудимости нервной истощаемости, склонность к неврозо-психопатоподобным состояниям.  И как результат, учебная и социальная не успешность. Затрудняет положение, сочетание с непростой социокультурной ситуацией. В виде: напряженных взаимоотношений в семье и в обществе, вытеснением игровой деятельности, увлеченностью детей гаджетами и соцсетями, повышенной занятостью и усталостью родителей.

Необходимость организовать правильный воспитательно-образовательный процесс для каждого ребенка в группе и поиск путей успешной компенсации проблем в  развитии ребенка, обусловлена социальной значимостью данной проблемы. При изучении источников информации было замечено, что преобладающий объем советов, рекомендуется психологами. Предлагаемые игры и формы работы эффективны во время кратковременного взаимодействия с таким ребёнком, при условии работы в кабинете узкого специалиста или в  домашней обстановке.  Но, каким образом организовать воспитательно-образовательный процесс в условиях группы детского сада, при частых и долговременных срывах ребенка? Посещение детского сада, подразумевает 10-12 часовое пребывание детей, пять дней в неделю. Дети группы, в том числе ребенок (дети) с ГРДВ и педагогический коллектив, находятся в условиях тесного контакта друг с другом ежедневно и на протяжении длительного времени. Многочисленные раздражающие импульсы в виде разных звуков, смены режимных моментов, присутствие детей в одном помещении, и многое другое, негативно сказывается на эмоциональном самочувствии ребенка с ГРДВ.

От любого специалиста осуществляющего коррекционную работу или взаимодействующего с ребенком с отклонениями в развитии, потребуется подготовка. Важно знать теоретические основы   механизмов возникновения патофеноменов. Владеть практическими навыками и приемами, для успешного взаимодействия с ребенком с особыми образовательными потребностями.  Затруднения возникают на практическом этапе осуществления данной работы. Подобная подготовка наблюдается не у каждого воспитателя. Иногда на группе работает молодой или малоопытный специалист. Очень часто, родителям сложно принять реальную ситуацию в развитии своего ребёнка и как следствие, исключать потребность в необходимой дополнительной  помощи, в том числе и медикаментозной. А как результат, усугубление общей ситуации. Распространена ситуация при которой разделяется работа педагога-воспитателя и педагога-психолога, что является серьёзным заблуждением. Важно организовать командную работу для достижения успешной интеграции особенных детей.

На практике мы убедились, что пусковым механизмом для проявления негативной активности ГРДВ, чаще всего, является переутомление или перевозбуждение ребёнка. Таким образом, снятие или ослабление негативного эмоционального настроя ребёнка, предотвращение переутомления и перевозбуждения стало ведущим направлением в поиске средств создания коррекционно-развивающей среды. Кроме того, мы понимаем, что среда должна реализовывать развивающий компонент. Повышать эффективность обучения. Активизировать познавательную деятельность. Способствовать развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Средства должны "трансформироваться" в пособия общеразвивающего характера для решения образовательных задач учебной программы учреждения. Допустимы и разрешены в использовании малоопытным воспитателем. Важно, чтобы все эти средства были доступны ребёнку для самостоятельных игр без вмешательства взрослого. Позволяли ребёнку уединиться и погрузиться в игру наедине с самим собой и в тоже время, при необходимости, организовать игру в паре, в малой подгруппе. 

Анализируя основные трудности и принимая во внимание приоритетные задачи организации воспитательно-образовательного процесса, было решено придерживаться основных направлений в поиске путей успешной интеграции детей с ГРДВ:

Направление 1: Подбор средств и форм взаимодействия, помогающих предупредить переутомление и снять или ослабить негативный эмоциональный настрой ребёнка;

Направление 2: Научить ребёнка использовать предлагаемые воспитателем способы эмоциональной разгрузки для восстановления психологического равновесия;

Направление 3: Подобранные средства и формы работы позволят эмоционально восстановиться, снять напряжение воспитателю,  что является профилактикой профессионального выгорания и повышения эффективности работы педагога.

Требования к средствам и пособиям для работы, которые должны быть:

  • Разнообразны;
  • Долго, без затруднений храниться в пространстве группы;
  • Не требовать значительных финансовых затрат при их создании;
  • В случае их утраты, быть легко восполняемыми;
  • Приятны на ощупь и для зрительного восприятия;
  • Понятны с точки зрения требований и справедливости;
  • Интересны для остальных детей группы.

 

Апробированные средства, предупреждающие переутомление и способствующие психологическому восстановлению ребёнка:

Игры с песком (кварцевый песок классического цвета и других разных цветов; кинетический или «живой» песок). Вопросами применения песка в образовательном процессе и в качестве коррекционной терапии озадачиваются разные специалисты. Игры, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Успешно используются песочные столы с подсветкой и дополнительно сделанные деревянные песочницы, разные контейнеры. Игрой с песком, легко дополнить традиционные педагогические занятия. Его эффективно применять во время индивидуальной работы и при организации самостоятельной деятельности детей в группе. Кварцевый песок сочетается с другими игрушками, любыми подручными материалами: ложки, контейнеры, стаканчики, разноцветные крупы. Его можно смешать с водой, что особенно нравится некоторым детям, и дополнить игру новыми тактильными ощущениями.

С опытом использования песка можно ознакомиться в трудах: Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры»; Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии»; Эль Г.Н. «Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия».

Игры с разными видами крупы:

Любую крупу разной формы, структуры и цвета возможно применять для аппликаций, при работе с пластилином, что расширяет возможности образовательного процесса. С помощью крупы изготавливаются дидактические пособия.  Например, «Шумовые коробочки», «Тактильные мешочки» и т.п.  Активно применяется манная крупа, горох, разные виды фасоли, рис, пшено и т.д для создания сенсорных коробок и сухих бассейнов.

Игры с водой:   

Успешно используются игры  с тёплой водой, немного горячей. Перед началом игры, озвучивается обязательное правило: «Быть сухим». Это становится дополнительной тренировкой для управления своим поведением.

Кроме того, регулярное использование теплой воды, снижает риск простудных заболеваний детей в группе (эффект прогревания рук для организма такой же, как от прогревания стоп ног). Данный здоровьесберегающий компонент не маловажен. Поскольку для успешной адаптации, важно регулярное посещение детского сада.

Массы для лепки:

Наряду с пластилином  и другими материалами для лепки приобретенными в магазине, наибольший интерес вызывают массы, сделанные своими руками: солёное тесто или другие смеси.  Процесс приготовления такой массы совместно с детьми легко сочетается с разными образовательными задачами.

Нетрадиционная техника рисования «Эбру»:

Безусловно,  данная техника  рисования это прекрасный инструмент для развития воображения, тонкой моторики и творческого начала. Но главное, с помощью Эбру, повышается уровень самооценки. Поскольку дети с ГРДВ, как правило, имеют колоссальный конфликтный опыт, который не может не сказываться на уверенности в своих силах. Рисунки в технике Эбру яркие, красочные, их невозможно испортить и они всегда нравятся самому ребёнку. Этот увлекательный, творческий процесс в ходе которого, ребёнок раскрепощается,  позволяет испытать чувство успешности, и гордиться своим результатом.  

Приём с бумагой «Рвать и Мять»

С целью выплеска негативной энергии предлагаем детям рвать и мять бумагу. Кроме того, этот процесс можно разнообразить разными задачами: рвать на мелкие кусочки, на крупные; из бумаги можно скатывать комочки – шарики и т.д. При этом подойдет любая бумага: газеты, страницы из журналов, черновики, разные не нужные остатки цветной бумаги. В этой простой игре  развивается мелкая моторика и координация движений, концентрация на своих ощущениях и умение управлять своим гневом.

 

Перечисленные средства и формы взаимодействия с особенными детьми сочетаются и с другими приёмами личностно-ориентированного подхода. Помимо очевидных плюсов применения всех этих средств: развития тактильной чувствительности, воздействия на разные каналы восприятия; развития навыков произвольного управления поведением и т.д., их можно объединить в конкретный комплекс мероприятий для коррекционно-развивающей среды сочетающей в себе общеразвивающий компонент.  Игры с песком и крупами зарекомендовали себе как  основное средство релаксации. Ребёнок буквально «залипает» в любом сухом бассейне. Игры с водой способны моментально вернуть радостное настроение и улыбку ребёнка. Техника Эбру замечательный инструмент, придающий уверенности в собственных силах. А приём «Рвать и Мять» быстрее всего избавляет от приступа злости и гнева.

Со временем негативные эмоциональные всплески начинают поддаваться контролю. И ребенок самостоятельно готов выбирать средство помогающее ему восстановиться и успокоиться, научается помогать себе сам. В совокупности с другими приёмами личностно-ориентированного подхода устанавливаются спокойные взаимоотношения в группе между всеми детьми, исключаются обидные "ярлыки". Формируются доверительные партнерские отношения с родителями ребенка, которые впоследствии доверяя педагогическому коллективу учреждения, в большинстве случаев, начинают прислушиваться к рекомендациям и обращаются к дополнительным специалистам.   

Литература:

1. Заводенко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте /  Заводенко Н.Н. - Москва, Юрайт, 2019 - 274с.

2. Методическая разработка на тему "Использование живого песка в коррекции СДВГ у детей 4-5 лет" /https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-ispolzovanie-zhivogo-peska-v-korrekcii-sdvg-u-detey-let-1228858.html   

3. Игры с кинетическим песком /  https://infourok.ru/igri-s-kineticheskim-peskom-2327746.html