Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

24.09.2023 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый безопасности дорожного движения «Водитель. Пешеход. Дорога»
23.09.2023 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Дети! Дорога! Жизнь!»
22.09.2023 г.
Всероссийский конкурс социального рисунка, посвящённый безопасности дорожного движения «Советы...
21.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая кошкам (из цикла «Приключения воробышка...
20.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству С. Михалкова (Из цикла викторин «...
19.09.2023 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству А.С. Пушкина (из цикла «...
18.09.2023 г.
V Всероссийский конкурс, посвящённый Дню воспитателя и всех дошкольных работников «Мастера...

Внедрение игровых технологий на уроках биологии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия №76" г. Набережные Челны РТ

 

Внедрение игровых технологий на уроках биологии

 

Ахметова Елена Николаевна

учитель биологии

 

Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития.
С.Л. Рубинштейн
Системно–деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, формирует готовность к непрерывному образованию, саморазвитию, конструированию, проектированию и творческой деятельности учащихся в системе образования. Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.  Активность учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся с учетом физиологических, психологических, индивидуальных и возрастных особенностей, можно достичь, используя игровые технологии.
Игровые технологии  реализуются через проигрывание определенного сюжета: игры, спектакля, сказки, делового общения и т.д.. Особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель преобразуется в игровую задачу. Возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации  является преимуществом игровых технологий. Они довольно сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной организации.
Технология игрового обучения – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.
Педагогическая игра в отличие от других видов игр обладает существенным признаком: чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.   Форма игровых занятий на уроках создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются средством для побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Технологии игрового обучения позволяют проводить нетрадиционные уроки, раскрывать творческие способности учащихся, развивать коммуникативные навыки, вовлекать школьников в учебный процесс и формировать навык совместной деятельности, расширять кругозор детей и практически закреплять полученные знания.
Основной целью игры  для повышения эффективности обучения является формирование учебной, познавательной и творческой сферы  учащихся.
Задания в игровой форме на уроках биологии возможно использовать при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, при закреплении пройденного материала, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний. 
Итак, ознакомимся с играми, которые можно использовать на уроках биологии.
1. «Текст». Для игры нужно иметь составленный заранее текст, который могут составлять как учитель, так и сами учащиеся. Задача учащихся вставить в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения и записать в текст цифры выбранных ответов.
2. «Пятый лишний». Играющим предлагается набор материалов (гербарий растений, коллекции животных, рисунки, открытки и др.), четыре элемента которых принадлежат к одной систематической категории (семейству, отряду и др.), а пятый – случайный. Это предстоит обнаружить играющему,  после чего доказать правильность сделанного выбора.
3. «Светофор». Для проведения этой игры потребуются карточки трёх цветов: красные, зелёные и жёлтые. Каждый играющий получает по три карточки. Учитель зачитывает вопросы с тремя вариантами ответов. Из предложенных учителем утверждений играющие должны выбрать только один – правильный. Если верным окажется первый из них, следует поднять красную карточку, если верен второй – жёлтую, если правильно третье утверждение – «зажигается» зелёный свет.
4. «Загадки». Здесь можно использовать самые разные загадки для 6-7 классов по многообразию растений и животных.
5. «Домино Линнея». Эта игра для лучшего запоминания названий видов растений и животных и усвоения «бинарной» номенклатуры. Участники двух команд получают набор карточек двух видов: с родовыми и видовыми названиями растений или животных. Задача – сложить карточки вместе и привести в соответствие название рода и вида.
Виды растений: сосна обыкновенная, ель голубая,  лиственница европейская. Виды животных: клоп водомерка, медоносная пчела, белая планария.
6. “Рассказ Небылица” найти ошибки в рассказе. Ребята должны уличить Мюнхгаузена.
Найти ошибки в отрывке:  «Растения из отдела моховидных относятся к высшим растениям, так как имеют ткани и органы. У большинства моховидных тело расчленено на стебель, листья и корень. В жизненном цикле растений данного отдела преобладает спарофит. При прорастании споры развивается предросток».
Ответы: 1. Корня нет у моховидных 2. В жизненном цикле преобладает гаметофит  3. При прорастании споры - протонема (зеленая нить).
7. «Верните зверей в слова». Пользуясь подсказками, нужно отгадать сами  слова и названия тех зверей,  которые из них «убежали».
ГИ _ _ _ _ _   (правила сохранения здоровья)
 _ _ _ _ _ _ _ ИУМ   (растение семейства  лютиковых)
 _ _ _ _ ОСТЬ  (покорность, смиренность)
ПА _ _ _ _ ДНИК   (огороженный садик перед домом)
 ДВУСТ _ _ _ _ А   (охотничье ружьё)
(Убежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк)
Таким образом, можно сделать вывод, что разработка игровых технологий для реализации современного образовательного стандарта должна учитывать факторы эффективного взаимодействия педагогов, родителей, учащихся. Игра будит мотивацию ребёнка к достижению желаемого учителем результата, формирует навыки, доводит действия до автоматизма, развивает творческие способности. Дидактическая игра, это вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Только изучив феномен игры во всем его многообразии, учитель сможет разрабатывать и применять игровую технологию. Любая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой и направлена на реализацию научных идей, положений.
Список использованной литературы
1. Андржевская И.Н. Творческие задачи по биологии. — Школьные технологии, №1 -2001.
2. Безух К.Е. Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии.// Первое сентября. Биология. 2005. №18,21,24.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
6.Васенкова С. Н., Игры в помощь обучению и воспитанию на уроках биологии с использованием информационных технологий [Электронный ресурс] / ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .-Режим доступа: открытый урок.рф/статьи/519748/